Ниже представлены краткие рекомендации по выбору автомобильных весов на основе многолетнего опыта работы в весопроизводственной компании. Даны краткие характеристики основных классов автомобильных весов, которые будут полезны при выборе весоизмерительной техники.
ВА-П Весы автомобильные подкладные. Представляют собой небольшие весовые платформы (0,9х0,6 м или 0,75х0,50 м), переносимые вручную одним либо двумя людьми. Обычно применяется комплект из четного числа платформ, по одной на колесо автомобиля.
Весы устанавливаются на любое прочное основание – асфальт, забетонированную площадку либо дорожные плиты. Подготовка к работе занимает несколько минут. Подкладные весы последнего поколения снабжаются радиомодулями, позволяющими передавать сигнал по радиосвязи (на терминал, ПК, ноутбук либо планшет) и объединять в единый комплекс четыре, шесть, восемь и более весовых платформ, и не требуют проводных соединений, как правило, являющихся самым слабым звеном у весов данного типа.
Поскольку подкладные весы эксплуатируются в условиях, «максимально приближенных к боевым», их изготавливают из легированной стали (обладающей в 1,5 раза более высокими прочностными характеристиками, чем конструкционная сталь) либо из нержавеющей стали. На российском рынке также присутствуют алюминиевые весы, обычно китайского производства.
Главный минус подкладных весов – возможность их применения только для некоммерческого взвешивания (в соответствии с действующим ГОСТом), а также значительно более низкая точность по сравнению с другими классами автомобильных весов. Главные достоинства – невысокая цена и высокая мобильность.
Подкладные весы в основном применяются для определения нагрузки на ось и ограниченно подходят для взвешивания автотранспортных средств. Суммирование нагрузок по всем осям дает лишь представление об общем весе автотранспорта и несет в себе достаточно значимые системные ошибки[1].
Весы подкладные ВА-П «Пионер». Предназначены для взвешивания осей автотранспорта с целью оперативного весового контроля. Материал – нержавеющая сталь.
ВА-В Весы автомобильные врезные. Предназначены для поосного взвешивания автотранспортных средств в движении или статике. Представляют собой весоизмерительную платформу, установленную в металлическую раму на одном уровне с проезжей частью. Врезные автомобильные весы характеризуются меньшей точностью взвешивания, чем весы с полным заездом автомобиля, зато существенно дешевле и занимают немного места. Врезным весам необходим фундамент, желательно с дренажной системой. Если весы будут установлены в холодном климате и предполагается эксплуатация в зимних условиях, их желательно снабдить системой обогрева[2].
Обычно врезные весы устанавливаются в местах большого потока автомобилей. Как и подкладные, врезные весы ограниченно подходят для взвешивания автомобиля целиком и обычно применяются для определения нагрузки на ось.
Весы врезные ВА-В «Трап». Предназначены для поосного взвешивания в движении и взвешивания осей в статике с последующим суммированием.
Весы автомобильные с полным заездом автотранспорта на весовую платформу. Весы данной конструкции обеспечивают наивысшую точность взвешивания по сравнению с врезными или подкладными весами. Однако они также наиболее габаритные, т.к. весовая платформа должна вместить любой взвешиваемый транспорт. Такие весы достаточно дорогие по сравнению с врезными или подкладными весами. Последнее предопределено высокой металлоемкостью, зачастую 23метровые весы весят около 15 т и более.
Габариты весов
Предпочтительно выбрать длину весов как расстояние между крайними осями самого длинного взвешиваемого автотранспортного средства плюс 2 м. Для весов, установленных выше дорожного полотна, понадобятся съездные и заездные пандусы длиной 2–3 м. Для комфортного взвешивания автопоездов желательно использовать удлиненные 4- либо даже 5-метровые пандусы. Можно купить готовые стальные пандусы либо изготовить самостоятельно из железобетона.
Трехметровой ширины весов достаточно для взвешивания всех дорожных грузовых автомобилей. Весы большей ширины обеспечивают более комфортный заезд и съезд, однако стоят дороже.
Наибольший предел взвешивания
Наибольший предел взвешивания (НПВ) весов – максимальное значение веса, которое могут измерить весы. Если взвешиваемый автомобиль окажется более тяжелым, его вес не отобразится весами. Чем больше НПВ весов, тем ниже их точность, важно оптимально выбрать НПВ с учетом взвешиваемого автопарка. Габариты и НПВ – первое, с чем необходимо определиться при выборе весов.
Весы с направляющей силовой колеей ВА-О «Прогресс». Популярная модель на российском рынке.
Нагрузка на ось
Максимальная нагрузка на ось – главный параметр, характеризующий жесткость весов. Чем выше этот параметр, тем более металлоемкой и сложной в производстве является их конструкция. Большой разброс цен на рынке автомобильных весов во многом обусловлен именно разной максимальной нагрузкой на ось у различных конструкций. При покупке весов необходимо уточнить этот параметр, т.к. двое весов с одинаковой длиной и НПВ могут иметь совершенно различные максимально допустимые нагрузки на ось. Соответственно металлоемкость и цена могут различаться в два раза.
Фундаментная и бесфундаментная установка
Весы могут быть установлены на специально подготовленный фундамент (фундаментная установка) либо на дорожные плиты или забетонированную /заасфальтированную площадку (бесфундаментная установка). В последнем случае используется специальная рама.
Ранее большинство компаний предпочитало фундаментную установку из-за ее более высокой точности. Сейчас усовершенствование узлов встройки датчиков нивелировало это преимущество, и точность бесфундаментных весов, при правильной установке, достигла точности фундаментных.
Фундаментная установка предпочтительна, если не предполагается переносить весы на другую площадку в течение всего срока службы. Также фундамент (с дренажной системой) необходим, если предполагается установка весов в уровень с дорожным покрытием. Главный минус фундаментной установки – большая стоимость фундамента, например для стандартных 18-метровых весов она может составить 400 тыс. руб. и более.
Если весы предполагается переносить с места на место, необходимы весы в бесфундаментном исполнении.
Дальнейшим развитием бесфундаментных весов являются передвижные (или мобильные) весы. Передвижные весы поставляются готовым к установке комплектом, все соединения электрической схемы сделаны сборно-разборными. Передвижные весы могут быть демонтированы/смонтированы заказчиком своими силами за один день. Как и другим автомобильным весам (кроме подкладных), им требуется поверка при каждой установке на новое место. Однако при первой и последующих установках в первый год эксплуатации поверка не требуется, т.к. передвижные весы обязательно поверяются на заводе-изготовителе. Отсутствие первичной поверки и есть «визитная карточка» передвижных весов.
Весы передвижные ВА-ПО «Скиф». Не требуют фундамента. Удобны для применения на объектах временного значения.
Датчики
При выборе весов особое внимание необходимо уделить датчикам, т.к. они являются сердцем любого весоизмерительного устройства, их точность и надежность очень важны. Желательными являются датчики высшей степени пылевлагозащиты[3] IP68 из нержавеющей стали. Любой более слабый вариант (более низкая степень пылевлагозащиты или ржавеющая сталь датчиков) уже нельзя рассматривать как современный.
Также важным критерием является термокомпенсированный температурный диапазон датчика. К сожалению, не все датчики рассчитаны на работу в условиях зимы. Для эксплуатации весов в условиях Крайнего Севера желательно использовать специальные датчики с расширенным термокомпенсированным диапазоном.
Конструктивно наиболее популярен колонный тип датчиков. В весах, рассчитанных на небольшую нагрузку на ось, используются балочные датчики. Ранее на российском рынке присутствовали весы на датчиках типа «балка двойного изгиба», но сейчас они распространены незначительно.
Особенности транспортировки
Автомобильные весы состоят из нескольких платформ длиной обычно от 4 до 8 м . При транспортировке необходимо учитывать, что длинномерные платформы от 6 м не входят в стандартный 20-футовый контейнер. Также каждая платформа может состоять из двух полуплатформ (колейный тип весов) либо быть цельной (моноплатформа). В последнем случае для транспортировки платформы необходим спецтранспорт.
С точки зрения транспортировки наиболее удобны колейные весы, состоящие из платформ менее шести метров. Для их транспортировки достаточно 20-футового контейнера либо обычного грузовика.
Весы большегрузные «Голиаф II». Предназначены для взвешивания карьерных самосвалов с полным заездом на платформу.
Силовые ограждения
Силовые ограждения, являющиеся единым целым с весовой платформой, предохраняют взвешиваемое автотранспортное средство от случайного падения с весовой платформы, что не является редкостью. Такие весы будут несколько дороже весов классической конструкции, без силового ограждения, но дополнительные затраты быстро окупятся. Правильно сконструированные силовые ограждения не имеют острых углов, способных повредить шины автомобилей, и имеют достаточную высоту.
Силовые ограждения не стоит путать с обычной оградой весов, которая не является единым целым с весовой платформой и не несет никакой защитной функции, только сигнальную. Защитить автотранспорт от сваливания и повреждений она не способна.
Толщина настила
Большинство автомобильных весов на российском рынке имеют толщину настила от четырех до 10 мм. Более тонкий настил считается недостаточным, более толстый – избыточным. Вопреки устоявшемуся мнению, толщина настила не определяет жесткость весоизмерительной платформы и возможную нагрузку. Жесткость весов определяется числом и конструкцией поперечных и продольных ребер жесткости внутри платформы.
Однако на предприятиях строительной отрасли либо горнодобывающей промышленности, работающих с песком, цементом, гранитной крошкой либо другими абразивными материалами, возможно постепенное «стирание» настила. Таким предприятиям желательно приобретать автомобильные весы с достаточной толщиной настила. Восьмимиллиметровый настил полностью гарантирует от любого «стирания», на практике достаточно и меньшей толщины. Толщина настила является опцией и может быть изменена под требования заказчика.
117393, Москва, ул. Академика Пилюгина, д. 12, корп. 1
тел.: +7 (495) 660-18-95, (495) 221-63-33
8 (800) 700-18-95 (бесплатная линия для регионов)
e-mail: office@phystech.ru
www.phystech.ru
[1] Можно выделить две основные системные ошибки: 1. Негоризонтальное расположение автомобиля из-за того, что одной осью он расположен на весах, а остальными на дорожном покрытии. Из-за этого нагрузка на измеряемую в данный момент ось оказывается иной, чем в случае горизонтального расположения автомобиля. Пример из обыденной жизни – если встать на бытовые весы только одной ногой и измерить вес, а потом аналогично измерить вес, встав только второй ногой, то сумма таких измерений окажется достаточно отличной от Вашего истинного веса. 2. В многоосной тележке нагрузка регулярно перераспределяется между осями и должна измеряться одномоментно по всем осям либо целиком по всей тележке. Распространенный на практике (к сожалению) метод поочередного измерения нагрузки по каждой оси с последующим суммированием дает очень большую погрешность.